Энциклопедия 3ds max 6

Настройка общих параметров стандартных осветителей


Свитки Name and Color (Имя и цвет), General Parameters (Общие параметры), Intensity/Color/ Attenuation (Интенсивность/цвет/затухание), Advanced Effects (Дополнительные эффекты), Shadow Parameters (Параметры тени) и Shadow Map Params (Параметры карты тени) содержат элементы управления, одинаковые для всех типов стандартных осветителей, кроме Skylight (Свет неба).

Используйте при необходимости свиток Name and Color (Имя и цвет), появляющийся при создании любого нового осветителя на панели Create (Создать), чтобы изменить исходное имя осветителя и поменять принятый по умолчанию желтый цвет значка источника света на любой иной оттенок. Впрочем, это можно сделать и после того, как источник света создан, с помощью полей имени и цвета, имеющихся в верхней части каждой командной панели.

Настройка общих параметров стандартных осветителей производится в свитке General Parameters (Общие параметры), показанном ранее на рис. 11.5 и имеющем одинаковый набор параметров для всех типов стандартных источников света, кроме осветителя Skylight (Свет неба).

В разделе Light Type (Тип осветителя) свитка General Parameters (Общие параметры) используйте следующие элементы управления:

  • On (Вкл.) - этот установленный по умолчанию флажок позволяет включать и выключать выделенный осветитель. Если источник света выключен, он не оказывает влияния на освещение сцены. При выключении имеющегося в сцене осветителя встроенное освещение не активизируется;
  • Туре (Тип) - с помощью этого раскрывающегося списка можно изменить тип осветителя. Стандартные осветители могут свободно превращаться друг в друга. Этот список доступен только в том случае, когда свиток General Parameters (Общие параметры) раскрыт на командной панели Modify (Изменить) (рис. 11.16). Список содержит три типа осветителей: Spot (Прожектор), Directional (Направленный) и Omni (Всенаправленный);
  • Рис. 11.16. Свиток General Parameters (Общие параметры), раскрытый на командной панели Modify (Изменить)

  • Targeted (Нацеленный) - установка этого флажка, доступного только для источников типа Spot (Прожектор) и Directional (Направленный), превращает свободный осветитель в нацеленный, снабжая его мишенью. Сброс флажка удаляет мишень. При установленном флажке справа от него отображается расстояние до мишени нацеленного осветителя. Если сбросить флажок, то справа от него появится счетчик, позволяющий задавать расстояние от источника до обреза конуса лучей свободного осветителя.

  • В разделе Shadows (Тени) свитка General Parameters (Общие параметры) флажок On (Вкл.) служит для включения и выключения режима отбрасывания теней объектами при освещении их светом данного источника (рис. 11.17). Если флажок не установлен, то лучи света осветителя будут свободно проникать сквозь объекты.



    Рис. 11.17. Теперь, когда объекты в лучах света всенаправленного осветителя отбрасывают тени, сцена выглядит гораздо естественнее

    Тип тени выбирается в раскрывающемся списке под флажком:

  • Shadow Map (Карта теней) - тени, рассчитываемые как проекции объектов на затеняемые поверхности сцены. Такие тени не очень точно воспроизводят проекцию объекта и имеют размытые края (рис. 11.18, а)


  • Ray Traced Shadows (Трассированные тени) - тени формируются как зоны, недоступные для воображаемых лучей света, путь которых отслеживается (трассируется) от источника до глаз наблюдателя. Тени, сформированные методом трассировки лучей, точно воспроизводят проекцию объекта и имеют резко очерченные края (рис. 11.18, б).




  • Рис. 11.18. Тени: основанные на картах теней (а); сформированные методом трассировки лучей (б)

  • Adv. Ray Traced (Усовершенствованные трассированные) - обладают свойствами, аналогичными трассированным теням, но имеют дополнительные параметры для настройки в случаях, когда такие тени отбрасываются площадными фотометрическими осветителями;


  • Area Shadows (Площадные тени) - названы так потому, что отбрасывающий их источник света рассматривается программой при формировании теней как линейно или пространственно протяженный. При этом не важно, является сам осветитель линейным или площадным, подобно новым фотометрическим источникам света типа Linear (Линейный) или Area (Площадной), либо точечным, как стандартные осветители Omni (Всенаправленный), Spot (Прожектор) или Direct (Направленный). Площадные тени имеют мягкие края, все более размытые по мере удаления от объекта, отбрасывающего тень, как показано на рис. 11.19:




  • Рис. 11.19. Площадные тени точно воспроизводят проекцию объекта, но имеют края, резкость которых убывает по мере удаления тени от объекта



  • mental ray Shadow Map ( Карта теней для mental ray) - выбор этого варианта заставляет max 6 использовать алгоритм генерации теней, основанных на карте тени, при визуализации сцены с помощью модуля mental ray. При использовании стандартного модуля визуализации тени данного типа будут полностью отсутствовать.


  • Установка флажка Use Global Settings (Применять глобальные настройки) заставляет все параметры теней осветителя прийти в соответствие со значениями аналогичных параметров других источников света, работающих с установленным флажком применения глобальных настроек. Изменение этих параметров для любого источника света, использующего режим глобальных настроек, ведет к изменению параметров всех остальных источников света.

    Щелчок на кнопке Exclude (Исключение) вызывает окно диалога Exclude/Include (Включение/Исключение), позволяющее выбирать объекты сцены, на которые распространяется влияние источника света (см. ниже подраздел «Исключение объектов из освещения»).


    Содержание раздела