Энциклопедия 3ds max 6

Настройка параметров камер


Настройка параметров камер производится в свитке Parameters (Параметры), показанном на рис. 11.84.

Рис. 11.84. Верхняя (а) и нижняя (б) части свитка Parameters (Параметры) съемочной камеры

Для настройки камеры выполните следующие действия:

  • Задайте фокусное расстояние объектива (Lens Lenght) в миллиметрах в счетчике Lens (Объектив). Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее увеличение в окне камеры. Фокусное расстояние объектива однозначно связано с другой характеристикой камеры - полем зрения (Field Of View - FOV), задаваемой в счетчике FOV (Поле зрения). Чем больше фокусное расстояние, тем уже поле зрения, и наоборот. Вы можете произвольно задавать любую из этих двух величин, при этом вторая определяется программой автоматически.
  • ЗАМЕЧAНИЕ

    Если говорить на языке математики, то тангенс половины угла поля зрения равен отношению половины диаметра выходного отверстия объектива к фокусному расстоянию. В max 6 расчеты поля зрения и фокусного расстояния производятся в предположении, что диаметр выходного отверстия объектива камеры составляет 36 мм.

    Для камеры max 6 границы поля зрения изображаются в виде пирамиды, исходящей из «объектива» и называемой пирамидой видимости. Через воображаемый объектив камеры будут видны только те предметы сцены, которые попадают в границы пирамиды видимости. Измеряется поле зрения величиной угла при вершине пирамиды видимости. По умолчанию вновь создаваемая камера имеет поле зрения, равное 45°. Так как размер кадра камеры остается постоянным (у реальных камер он определяется форматом пленки, а у камер max 6 - размером окна проекции), то при увеличении поля зрения предметы в кадре (в окне проекции) становятся меньше и как бы удаляются от зрителя (рис. 11.85), а при уменьшении поля зрения - укрупняются и кажутся ближе (рис. 11.86). Можно задавать размеры поля зрения по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Выбор нужного варианта производится щелчком на кнопке слева от счетчика FOV (Поле зрения), которая снабжена раскрывающейся панелью с двумя дополнительными кнопками.




    Рис. 11.85. Камера с полем зрения 84°, фокусное расстояние 20 мм (а) и вид сцены в окне этой камеры (б)



    Рис. 11.86. Камера с полем зрения 15°, фокусное расстояние 135 мм (а) и вид сцены в окне этой камеры (б)

    ЗАМЕЧAНИЕ




    Величина поля зрения нацеленной камеры не зависит от расстояния между значком камеры и мишенью. При перемещении мишени или камеры угол при вершине пирамиды видимости остается постоянным.

  • Чтобы представить изображение в окне Camera (Камера) в виде ортографической, а не перспективной проекции сцены, установите флажок Orthographic Projection (Ортографическая проекция).


  • Вместо настройки параметров Lens (Линза) и FOV (Поле зрения) можете выбрать один из готовых объективов с заданным фокусным расстоянием и соответствующим полем зрения с помощью группы кнопок Stock Lenses (Сменные линзы), надписи на которых соответствуют фокусному расстоянию. Щелчок на любой из кнопок меняет значения в полях обоих счетчиков - Lens (Линза) и FOV (Поле зрения). На рис. 11.87 приведены примеры камер с типовыми значениями названных параметров. Мишени камер разнесены на рисунке только для наглядности - как уже говорилось, расстояние от камеры до мишени никак не влияет на величину поля зрения.




  • Рис. 11.87. Набор камер с типовыми значениями фокусных расстояний

  • При необходимости изменить тип камеры выберите нужный тип в раскрывающемся списке Туре (Тип). Этот список содержит те же два варианта камер, которые представлены кнопками в свитке Object Type (Тип объекта), и доступен только при развертывании свитка на панели Modify (Изменить).


  • Установите или сбросьте флажки:


  • Show Cone (Показать пирамиду видимости) - обеспечивает показ пирамиды видимости камеры во всех окнах проекций, даже если значок камеры не выделен;


  • Show Horizon (Показать горизонт) - позволяет изобразить в окне камеры линию горизонта, соответствующую текущему положению камеры, что бывает необходимо в тех случаях, когда в качестве фона используется фотография пейзажа, также содержащая линию горизонта.




  • Установите, на каком удалении от камеры начинается и где заканчивается действие эффектов окружающей среды, подобных туману, в разделе Environment Ranges (Диапазон влияния среды). Счетчик Near Range (Ближний край) определяет минимальную дальность до области воздействий, а счетчик Far Range (Дальний край) - максимальную дальность. Флажок Show (Показать) включает режим показа двух плоскостей, наглядно демонстрирующих ближнюю и дальнюю границы зоны проявления эффектов окружающей среды. Плоскость ближней границы имеет телесный цвет, а дальняя граница изображается темно-коричневым цветом.


  • Настройте параметры усечения изображения сцены в окне камеры плоскостями, установленными на заданном расстоянии от камеры перпендикулярно линии взгляда, в разделе Clipping Planes (Плоскости усечения). В окне камеры будет отображаться только часть сцены между ближней и дальней плоскостями усечения. Чтобы иметь возможность задавать расстояния до ближней (Near Clip) и дальней (Far Clip) плоскостей усечения, флажок Clip Manually (Усечение вручную) должен быть установлен. Плоскости усечения изображаются в окнах проекций в виде диагонально перечеркнутых прямоугольников красного цвета в пределах пирамиды видимости, как показано на рис. 11.88.




  • Рис. 11.88. Камера с плоскостями усечения в окне проекции (а) и вид сцены в окне этой камеры (б)

    Параметр Target Distance (Расстояние до мишени) имеет то же назначение, что и у источников света.

    Параметры раздела Multi-Pass Effect (Многопрогонный эффект) рассматриваются ниже.


    Содержание раздела