Энциклопедия 3ds max 6

Настройка параметров объекта Spring


После создания объекта Spring (Пружина) в нижней части командной панели Create (Создать) появляется единственный свиток Spring Parameters (Параметры пружины), показанный на рис. 10.33.

Рис. 10.33. Верхняя (а), средняя (б) и нижняя (в) части свитка Spring Parameters (Параметры пружины)

Для настройки параметров пружины выполните следующие действия:

  • Установите переключатель End Point Method (Метод привязки концов) в верхней части свитка в одно из двух положений:
  • Free Spring (Свободная пружина) - пружина будет использоваться в качестве самостоятельного объекта, но при этом не будет возможности применять ее при анимации с учетом сил упругости. При выборе этого варианта общая высота пружины задается в счетчике Height (Высота) раздела Free Spring Parameters (Параметры свободной пружины);
  • Bound to Object Pivots (Привязка к опорным точкам объектов) - выбор данного варианта позволяет связать пружину с двумя другими объектами сцены и использовать при анимации с имитацией динамики сил упругости. При этом появляется возможность указать объекты сцены, с которыми будет связана пружина, с помощью кнопок раздела Binding Objects (Объекты привязки).
  • Чтобы использовать пружину в динамичной связке, необходимо назначить два объекта сцены, с опорными точками которых будет связана пружина (рис. 10.34, а). Для этого щелкните сначала на кнопке Pick Top Object (Указать верхний объект) раздела Binding Objects (Объекты привязки) и выделите объект сцены, который будет условно считаться «верхним» (на самом деле он может располагаться по отношению к пружине произвольным образом). Затем щелкните на кнопке Pick Bottom Object (Указать нижний объект) и выделите объект, который будет условно считаться «нижним». Как только это будет сделано, пружина растянется или сожмется, при необходимости изменив свои положение и ориентацию так, чтобы ее концевые точки совместились с опорными точками связанных с ней объектов (рис. 10.34, б). Концевые точки пружины располагаются по оси ее внешнего диаметра на уровне центров концевых сечений прутка пружины.



  • Рис. 10.34. Пружина и два прямоугольных блока (а) превратились в динамичную связку (б)

  • Настройте общие параметры геометрии пружины в разделе Common Spring Parameters (Общие параметры пружины):


  • Diameter (Диаметр) - диаметр витков пружины, измеряемый между центрами сечений прутка, из которого скручена пружина;




  • Turns (Витков) - число полных (по 360°) витков пружины (рис. 10.35);




  • Рис. 10.35. Число витков пружины увеличено до пяти

  • CCW/CW (Против часовой/По часовой) - направление закрутки витков пружины;


  • Automatic Segments (Сегменты автоматически) - при установке этого переключателя max 6 будет выдерживать количество сегментов, приходящихся на один полный виток спирали, заданное в счетчике Segs/Turn (Сегментов на виток). При этом с увеличением числа витков будет автоматически увеличиваться и общее число сегментов;


  • Manual Segments (Сегменты вручную) - при установке этого переключателя по всей длине пружины будет размещаться фиксированное количество сегментов, указанное в счетчике Segments (Сегментов);


  • Smoothing (Сглаживание) - переключатель, позволяющий выбрать вариант сглаживания модели пружины. Может устанавливаться в одно из четырех положений: All (Полное) - сглаживание и вдоль прутка пружины, и по периметру ее сечения; None (Отсутствует) - сглаживания нет; Sides (Сторон) - сглаживание граней по сторонам пружины, идущим лентами вдоль ее прутка; Segments (Сегментов) - сглаживание граней в пределах сегментов поперечного сечения прутка пружины;


  • Renderable (Визуализируемый) - если сбросить этот флажок, то пружина будет имитировать упругие колебания, но окажется не видна на итоговом визуализированном изображении сцены;


  • Generate Mapping Coords (Проекционные координаты) - установите этот флажок, чтобы иметь возможность применить к пружине материалы на основе карт текстур.


  • Выберите форму сечения прутка пружины и настройте ее параметры в разделе Wire Shape (Форма прутка):


  • Round Wire (Круглый пруток) - пруток пружины будет иметь круглое сечение (рис. 10.36, а). При этом имеется возможность задать диаметр сечения прутка в счетчике Diameter (Диаметр) и число сторон по периметру сечения в счетчике Sides (Сторон);






  • Рис. 10.36. Пружина с круглым (а), прямоугольным (б) и D-образным (в) сечением прутка

  • Rectangular Wire (Прямоугольный пруток) - пруток пружины будет иметь прямоугольное сечение (рис. 10.36, б). В этом случае имеется возможность задать такие параметры, как Width (Ширина) - размер сечения в направлении поперек оси пружины, Depth (Глубина) - размер вдоль оси; Fillet (Фаска) и Fillet Segs (Сегментов по фаске) - ширина фаски и число сегментов по фаске; Rotation (Вращение) - угол поворота сечения на конце пружины по отношению к началу:


  • D-Section Wire (D-образный пруток) - пруток пружины будет иметь D-образное сечение (рис. 10.36, в). В этом случае имеется возможность задать такие же параметры, как и в случае прямоугольного сечения, и в дополнение к этому указать значение Round Sides (Сторон по закруглению) - числа сторон прутка вдоль закругленной части D-образного сечения.


  • При использовании пружины в связке с двумя другими объектами настройте её динамические параметры в разделе Dynamics Parameters (Динамические параметры):


  • Relaxed Hgt (Высота в покое) - задает высоту (длину) пружины в состоянии покоя, когда на нее не действуют силы сжатия или растяжения. При растяжении или сжатии на высоту, большую или меньшую высоты в покое, пружина начнет оказывать упругое сопротивление внешним силам;


  • Constantk (Коэффициент упругости) - величина силы, необходимой для растяжения пли сжатия пружины на одну единицу длины по сравнению с величиной, заданной параметром Relaxed Hgt (Высота в покое);


  • Spring constant is in (Коэффициент упругости в) - переключатель, позволяющий выбрать одну из двух единиц измерения упругости пружины: Pounds per inch (Фунты на дюйм) или Newtons per meter (Ньютоны на метр);


  • Spring works in (Пружина работает на) - переключатель, позволяющий задать тип реакции пружины на воздействующую на нее внешнюю силу: Compression Only (Только сжатие) - пружина будет оказывать сопротивление только в случаях, когда ее длина оказывается менее величины высоты в покое; Extension Only (Только растяжение) - сопротивление будет оказываться пружиной только при ее растяжении на величину, превышающую высоту в покое; Both (И то и другое) - пружина будет оказывать упругое сопротивление и при растяжении, и при сжатии;


  • Enable Nonlinearity (Разрешить нелинейность) - при установке этого флажка процессы растяжения и сжатия пружины будут происходить нелинейно. Чем больше длина пружины будет отличаться от ее длины в состоянии покоя, тем более нелинейно будет изменяться сила реакции пружины.



  • Содержание раздела