Энциклопедия 3ds max 6

Создание и настройка фотометрических осветителей


Несмотря на визуальное правдоподобие освещения, создаваемого стандартными источниками света, оно не является физически точным. При необходимости точно воспроизвести освещенность сцены при заданной мощности светильников (например, в задачах архитектурного или интерьерного Моделирования) следует пользоваться фотометрическими осветителями.

Фотометрические осветители подобны стандартным, однако они позволяют точно воспроизводить освещенность, цвет и пространственное распределение силы света, свойственные реальным светильникам. Свет, испускаемый фотометрическими осветителями, всегда затухает обратно пропорционально квадрату расстояния до освещаемой поверхности. Характеристики света, испускаемого фотометрическими источниками, задаются в max 6 в действующих физических единицах, таких как канделы (cd), люмены (1т) или люксы (Jx).

ЗАМЕЧAНИЕ

В физике принято характеризовать световое излучение понятиями светового потока, силы света и освещенности. Световой поток задает энергию света, излученную за единицу времени, и измеряется в люменах. Световой поток, испускаемый в пределах заданной области пространства, называется силой света. Сила света позволяет сравнивать источники с различным пространственным распределением света и измеряется в канделах. Наконец, отношение светового потока к площади освещаемой поверхности называется освещенностью и измеряется в люксах.

В связи с указанными особенностями фотометрических источников их следует применять в сценах, выстроенных в реальном масштабе с использованием реальных единиц измерения, скажем, метров. К примеру, подвешенная под потолком стоваттная лампочка сможет осветить комнату размером 3x3 м, но углы зала размером 20x20 м будут освещены ею крайне слабо.

Инструменты создания фотометрических осветителей становятся доступными, если после щелчка на кнопке Lights (Источники света) командной панели Create (Создать) выбрать в раскрывающемся списке разновидностей объектов строку Photometric (Фотометрические). Всего, как видно на рис. 11.42, в свитке Object Type (Тип объекта) имеется 8 кнопок для создания фотометрических источников света различных типов.




Рис. 11.42. В свитке Object Туре ( Тип объекта) командной панели Create (Создать) расположены инструменты создания фотометрических источников света восьми различных типов

Помимо физической точности природы моделируемого светового излучения, фотометрические осветители обладают и рядом других особенностей по сравнению со стандартными осветителями. Например, излучатели таких источников могут представлять собой не только точку, но и линию или плоскую площадку, что обеспечивает дополнительные возможности при настройке освещения.

В max 6 реализованы три типа фотометрических осветителей, каждый из которых может быть нацеленным или свободным:

  • точечный нацеленный (Target Point) и точечный свободный (Free Point);


  • линейный нацеленный (Target Linear) и линейный свободный (Free Linear);


  • площадной нацеленный (Target Area) и площадной свободный (Free Area).


  • Кроме того, имеются еще два типа фотометрических источников-имитаторов - света солнца (IES Sun) и света неба (IES Sky).

    Нацеленные фотометрические осветители отличаются от свободных только тем, что снабжаются вспомогательным объектом-мишенью, на которую постоянно направлена ось максимальной силы излучения.

    При включении в состав трехмерной сцены фотометрических осветителей можно выполнять обычную визуализацию. Однако если требуется проанализировать реальную освещенность конкретного помещения, следует применять специальный алгоритм расчета глобальной освещенности Radiosity (Перенос излучения), речь о котором пойдет в разделе «Алгоритмы расчета глобальной освещенности» этой главы.


    Содержание раздела