Энциклопедия 3ds max 6

Создание объектов типа Boolean


Объекты типа Boolean (Булев) создаются за счет объединения нескольких трехмерных тел по принципам булевой алгебры (алгебры логики). Применяются для формирования отверстий или проемов в объемных телах или для соединения нескольких объектов в один.

Из двух объектов, участвующих в булевой операции, один должен быть выделен до ее начала (операнд А), а другой (операнд В) указывается в ходе операции.

Для создания булевых составных объектов выполните следующее:

  • Создайте два трехмерных объекта (рис. 9.31, а и в) и расположите их так, чтобы оболочки объектов перекрывались, как показано на рис. 9.31, б. Выделите один из объектов, который далее будет именоваться «операнд А» (в нашем примере выделите для определенности объект-трубу).
  • Рис. 9.31.Цилиндр (а) и шестигранная труба (в) расположены с перекрытием (б)

  • Щелкните на кнопке Boolean (Булев) в свитке типов объектов разновидности Compound Objects (Составные объекты) командной панели Create (Создать). В нижней части панели появятся свитки Pick Boolean (Задать операнд) и Parameters (Параметры), показанные на рис. 9.32, а также свиток Display/Update (Показать/Обновить), показанный в свернутом виде. Имя объекта, выбранного в качестве операнда А, появится в строке А: поля Operands (Операнды) свитка Parameters (Параметры).
  • Рис. 9.32. Свитки Pick Boolean (Задать операнд) и Parameters (Параметры) булевых объектов

  • Установите переключатель свитка Pick Boolean (Задать операнд) в одно из четырех положений:
  • Reference (Экземпляр), Сору (Копия), Instance (Образец) - в составной объект будет включен соответствующий тип дубликата объекта, указанного в качестве операнда В;
  • Move (Перемещение) - объект-операнд В будет перемещен в состав булева объекта.
  • Щелкните на кнопке Pick Operand В (Указать операнд В) и выделите объект, который должен являться операндом В. Выделить объект-операнд В можно и по имени, для чего после щелчка на кнопке нажмите клавишу Н, выберите нужный объект в списке появившегося окна Pick Object (Указание обекта) и щелкните на кнопке Pick (Указать). В окнах проекций мгновенно появится булев объект, вид которого будет зависеть от текущей установки переключателя Operation (Операция) в свитке Parameters (Параметры).
  • Выберите тип булевой операции, установив переключатель Operation (Операция) в одно из следующих положений:

  • Union (Объединение) - тела объектов (операндов А и В) объединяются, образуя новое тело с одной общей поверхностью и общим объемом (рис. 9.33, а);




  • Рис. 9.33. Результат применения булевых операций к объектам-примитивам: а - объединение, б - пересечение, в - исключение (труба-цилиндр), г - исключение (цилиндр-труба)

  • Intersection (Пересечение) - образуется новый объект, представляющий собой область пространства, принадлежащую как операнду А, так и операнду В (область пересечения операндов), как показано на рис. 9.33, б;
  • Subtraction (А-В) (Исключение (А-В)), Subtraction (B-A) (Исключение (В-А)) - новый объект образуется путем исключения из одного объекта-операнда пространственной области, принадлежащей другому операнду, как показано на рис. 9.33, в и г, а также на рис. 9.34 б;
  • Cut (Вырезка) - преобразует сетку оболочки операнда А, ничего не добавляя к ней от операнда В, одним из четырех способов: Refine (Уточнение) добавляет новые вершины и ребра к оболочке операнда А вдоль границ пересечения с операндом В; Split (Расщепление) действует подобно варианту Refine (Уточнение), но добавляет по паре новых вершин и ребер, расщепляя оболочку операнда А на отдельные части по границам пересечения с операндом В; Remove Inside (Удалить внутри) и Remove Outside (Удалить снаружи) удаляют все грани оболочки объекта-операнда А. лежащие внутри или снаружи объекта-операнда В.




  • Рис. 9.34. Булев составной объект в виде вала с винтовой нарезкой (в) получен в результате исключения динамического объекта Spring (Пружина) (а) из примитива-цилиндра (в)

    Помимо упомянутых, в свитке Parameters (Параметры) объектов типа Boolean (Булев) имеются следующие параметры:

  • Name (Имя) - позволяет переименовывать операнды. Выделите имя операнда в поле Operands (Операнды), и оно появится в поле Name (Имя), где его можно отредактировать;
  • Extract Operands (Извлечь операнды) - позволяет извлекать копии или образцы операндов из булева объекта. Тип дубликата извлекаемого операнда задается установкой переключателя под кнопкой в положение Instance (Образец) или Сору (Копия). Чтобы кнопка стала доступной, необходимо выделить булев объект, переключиться на командную панель Modify (Изменить) и щелкнуть на квадратике со знаком «плюс» слева от надписи Boolean (Булев). После этого следует выделить строку Operands (Операнды).


  • Параметры свитка Display/Update (Показать/Обновить) объектов типа Boolean (Булев) полностью аналогичны соответствующим параметрам объектов типа Conform (Согласованный), за исключением единственного дополнительного положения переключателя Display (Показывать) - Result + Hidden Ops (Результат + скрытые операнды). При установке переключателя в это положение в окнах проекций будут отображаться и результат операции, и операнды в виде каркасов красного цвета.

    Закончив настройку параметров, щелкните в активном окне проекции правой кнопкой мыши для выключения режима создания булева объекта.


    Содержание раздела