Энциклопедия 3ds max 6

Создание объектов типа Terrain


Объекты типа Terrain (Рельеф) позволяют формировать модели трехмерного рельефа горного ландшафта на основе совокупности нескольких замкнутых форм, представляющих собой линии равных высот, подобных тем, что используются на контурных картах.

Для создания составных объектов, изображающих рельеф местности, выполните следующее:

  • Создайте в одном из окон проекций, предпочтительно в окне Тор (Вид сверху), набор замкнутых вложенных друг в друга контуров, изображающих линии равных высот моделируемого рельефа. Затем перейдите в другое окно проекции, например в окно Front (Вид спереди), и поочередно переместите каждый из контуров на нужную высоту, наподобие того, как показано на рис. 9.35. Выделите один из контуров (как правило, нижний). Можно выделить сразу несколько контуров или даже все. В этом случае max 6 создаст рельеф автоматически, используя только выделенные контуры.
  • Рис. 9.35. Линии равных высот размещены на соответствующих горизонтах по высоте моделируемого рельефа

    ЗАМЕЧAНИЕ

    Чтобы сплайны-линии были видны при визуализации, перед синтезом рис. 9.35 для каждого из них был установлен флажок Renderable (Визуализируемый) в свитке Rendering (Визуализация) соответствующего объекта Line (Линия).

    СОВЕТ

    При построении рельефа используются не собственно линии контуров, а только вершины этих линий, соединяемые отрезками прямых. Поэтому, строя линии контуров, старайтесь задать побольше вершин, если хотите, чтобы изолинии будущего рельефа больше походили на нарисованные вами контуры.

  • Щелкните на кнопке Terrain (Рельеф) в свитке типов объектов разновидности Compound Objects (Составные объекты) командной панели Create (Создать). В нижней части панели появятся свитки Pick Operand (Задать операнд) и Parameters (Параметры), показанные на рис. 9.36, а также свитки Simplification (Упрощение) и Color by Elevation (Окраска по высоте). Имя предварительно выделенного контура появится в строке Ор 0 (Операнд 0) списка Operands (Операнды) в свитке Parameters (Параметры). Одновременно будет создана поверхность, «натянутая» на этот контур. Если было выделено сразу несколько контуров, то их имена появятся в строках Ор 1 (Операнд 1), Ор 2 (Операнд 2) и т. д. списка Operands (Операнды), и в то же время будет создана поверхность рельефа, изолинии которого заданы выделенными контурами.



  • Рис. 9.36. Свитки Pick Operand (Задать операнд) и Parameters (Параметры) объектов типа Terrain (Рельеф)

  • Установите переключатель свитка Pick Operand (Назначение операнда), который ничем не отличается от аналогичного свитка составных объектов других типов, в одно из четырех положений:




  • Reference (Экземпляр), Сору (Копия), Instance (Образец) - в модель рельефа будет включен соответствующий тип дубликатов контуров, указанных в качестве второго и последующих операндов;
  • Move (Перемещение) - второй и последующие операнды будут перемещены в состав модели рельефа.


  • Если предварительно был выделен только один контур, то постройте рельеф вручную. Для этого щелкните на кнопке Pick Operand (Указать операнд), после чего последовательно снизу вверх щелкните на тех контурах, которые хотите использовать в качестве изолиний рельефа. Указать линии контуров можно и по имени, для чего после щелчка на кнопке нажмите клавишу Н, выделите нужные сплайны в списке окна Pick Object (Указание объекта) и щелкните на кнопке Pick (Указать). Имена этих контуров появятся в строках Ор 1 (Операнд 1), Ор 2 (Операнд 2) и т. д. списка Operands (Операнды), и в то же время будет создана поверхность рельефа, изолинии которого заданы контурами, как показано на рис. 9.37.




  • Рис. 9.37. Контуры изолиний превратились в трехмерный рельеф

  • Установите переключатель Form (Формировать) в одно из трех положений:


  • Graded Surface (Рельефная поверхность) - будет создана только поверхность склонов рельефа, не закрытая в основании и на вершине. При взгляде снизу такая поверхность окажется невидимой, так как грани будут наблюдаться с изнаночной стороны;
  • Graded Solid (Объемный рельеф) - будет создан полный объем рельефа, включая поверхности склонов, нижнего основания и вершины. Такой объемный рельеф будет виден с любого ракурса;
  • Layered Solid (Ступенчатый рельеф) - создаваемый рельеф будет иметь вид набора плоских площадок с отвесными стенками, как показано на рис. 9.38.






  • Рис. 9.38. Трехмерный рельеф приобрел характер горных террас

  • Установите переключатель Display (Показывать) в одно из трех положений:


  • Terrain (Рельеф) - в окнах проекций будет отображаться поверхность рельефа;


  • Contours (Контуры) - будут отображаться только контуры изолиний;
  • Both (И то и другое) - будут отображаться и поверхность рельефа, и контуры изолиний.


  • Параметры раздела Update (Обновить) ничем не отличаются по назначению и использованию от аналогичных параметров составных объектов других типов.

  • Задайте при необходимости вариант упрощения поверхности рельефа, создаваемого но изолиниям, установив два переключателя Horizontal (Горизонтальное) и Vertical (Вертикальное) свитка Simplification (Упрощение), показанного на рис. 9.39, в одно из следующих положений:




  • Рис. 9.39. Свиток Simplification (Упрощение) объектов типа Terrain (Рельеф)

  • No Simplification (Нет упрощения) - при построении рельефа будут использоваться все вершины каждого из контуров и все изолинии;
  • Use 1/2 of Points (Использовать 1/2 точек), Use 1/2 of Lines (Использовать 1/2 линий) - при построении рельефа будут использоваться только каждая вторая вершина контуров и каждая вторая изолиния. В результате рельеф будет выглядеть более упрощенно;
  • Use 1/4 of Points (Использовать 1/4 точек), Use 1/4 of Lines (Использовать 1/4 линий) - при построении рельефа будут использоваться только каждая четвертая вершина контуров и каждая четвертая изолиния. В результате рельеф будет выглядеть еще более упрощенно;
  • Interpolate Points * 2 (Интерполировать точки * 2), Interpolate Points * 4 (Интерполировать точки * 4) - удваивает или увеличивает в четыре раза число вершин сплайнов, формирующих рельеф, чтобы он более точно повторял форму изолиний. При этом возрастает размер файла описания сцены.


  • Чтобы созданный рельеф больше походил на реальный, задайте вариант раскраски каждого слоя с помощью свитка Color by Elevation (Окраска по высоте), показанного на рис. 9.40 Параметры Maximum Elev. (Максимальное возвышение), Minimum Elev. (Минимальное возвышение) указывают значения максимальной и минимальной высот рельефа вдоль оси Z его локальной системы координат, определенные программой по опорным контурам.






  • Рис. 9.40. Свиток Color by Elevation ( Окраска по высоте) объектов типа Terrain (Рельеф)

  • Используйте для настройки раскраски следующие элементы управления свитка:


  • Reference Elev. (Отсчет возвышения) - позволяет задать высоту точки отсчета, относительно которой будет рассчитываться возвышение. Мах 6 считает все участки рельефа, лежащие выше начала отсчета, относящимися к суше, а ниже - к морю, И соответствующим образом подбирает раскраску;
  • Create Defaults (Исходная раскраска) - щелкните на этой кнопке, чтобы заставить max 6 раскрасить рельеф в цвета, принятые по умолчанию с учетом высот изолиний и установленной высоты точки отсчета (рис. 9.41). В текстовом поле под кнопкой отобразятся высоты границ отдельных цветовых зон. Если после этого изменить высоту точки отсчета и снова щелкнуть на кнопке Create Defaults (Исходная раскраска), то появится сообщение This will replace all elevation colors. Continue? (Раскраска по высоте будет полностью изменена. Продолжить?). Щелкните на кнопке ОК для продолжения или на кнопке Cancel (Отмена) для отказа от перекрашивания.




  • Рис. 9.41. Принятая по умолчанию раскраска рельефа: «равнина» темно-зеленая, «вершины гор» -белые

    Для настройки цвета той или иной зоны раскраски по высоте выделите строку со значением возвышения в текстовом иоле раздела Zones by Base Elevation (Цветовые зоны по высоте) и используйте следующие параметры из раздела Color Zone (Цветовая зона):

  • Base Elev. (Базовое возвышение) - счетчик, задающий высоту границы цветовой зоны:
  • Base Color (Базовый цвет) - цветовой образец, позволяющий изменить цвет зоны возвышения;
  •  Blend to Color Above (Переход к цвету вышележащей зоны) - при установке этого переключателя цвет текущей зоны будет плавно изменяться, постепенно переходя в цвет следующей по высоте зоны;
  • Solid to Top of Zone (Равномерная окраска до верха зоны) - при установке этого переключателя цвет зоны будет равномерным в пределах ее высоты.


  • Внесенные изменения будут восприняты программой только после щелчка на одной из кнопок:

  • Modify Zone (Изменить зону) - будут изменены цветовые настройки текущей выбранной зоны;
  • Add Zone (Добавить зону) - будет добавлена новая цветовая зона с заданными параметрами;
  • Delete Zone (удалить зону) - текущая выбранная зона будет удалена из списка Zones by Base Elevation (Цветовые зоны по высоте).


  • Закончив настройку параметров, щелкните в активном окне проекции правой кнопкой мыши для выключения режима создания рельефа ландшафта.


    Содержание раздела